Создание правовых основ
Предложения к постановлению ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 1509

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. N 1509

(в редакции от 13 марта 2025 г.)


Постановление регулирует использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Действующая редакция сохраняет ряд административных барьеров и не обеспечивает условий для развития сельского лесоводства — важнейшего инструмента восстановления деградированных земель, защиты почв от эрозии, борьбы с засухой и опустыниванием, повышения продуктивности и устойчивого развития сельских территорий.

Союз сельских лесоводов подготовил предложения по обновлению Постановления в развитие резолюции экспертного совета в Государственной Думе и поручений Президента Российской Федерации по развитию сельских территорий и приумножению природного капитала.

Что мы предлагаем изменить в Постановлении № 1509
(ниже приведены ключевые предложения по совершенствованию действующей редакции Постановления)

1. Переход от разрешительного к уведомительному порядку

Было: действует разрешительный режим — необходимы заявления, комиссии и госэкспертизы, что делает невозможным ведение лесоводства для большинства фермеров.

Предлагаем:
  • Ввести уведомительный порядок — правообладатель направляет уведомление в орган АПК субъекта РФ.
  • Создать реестр уведомлений, данные из которого автоматически передаются в Росреестр и ФНС России.
  • Установить принцип «молчаливого согласия» — при отсутствии возражений в течение 10 рабочих дней деятельность считается согласованной.
  • Отменить комиссии, госэкспертизы и разрешения.

2. Уточнение определения лесов на сельхозземлях

Было: к лесам относили только «бывшие колхозные леса» старше 40 лет с неопределёнными критериями.

Предлагаем:
  • Считать лесами насаждения площадью от 0,5 га, где деревья выше 5 м и сомкнутость крон более 10 %.
  • Разрешить использование данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
  • До уточнения границ ЕГРН допустить временные схемы границ и геопривязку по координатам.

3. Расширение целей использования

Дополнить пункт 4 Постановления новыми направлениями:
  • борьба с засухой и опустыниванием;
  • реализация климатических проектов (в соответствии с Федеральным законом № 296-ФЗ и Климатической доктриной РФ);
  • развитие агротуризма, пчеловодства, питомников и агролесомелиоративных насаждений;
  • иные виды деятельности, направленные на улучшение агроландшафтов и восстановление природных экосистем.

4. Упрощение планирования и отчётности

Было: для всех участков обязателен проект освоения лесов (ПОЛ) и государственная экспертиза.

Предлагаем:
  • Для участков до 50 га — ввести План хозяйственных мероприятий (ПХМ).
  • Для участков свыше 50 га — ПОЛ без обязательной госэкспертизы.
  • Отменить лесную декларацию и ввести упрощённую годовую отчётность через ЕПГУ или региональные информационные системы.
  • Для субъектов МСП — предусмотреть упрощённые формы подачи ПХМ и отчётов.

5. Порядок заготовки и учёта древесины

  • Древесина, полученная при ведении сельского лесоводства, не облагается дополнительной платой, если уплачен земельный или арендный налог.
  • Для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозорганизаций установить порог: до 150 м³ в год для собственных нужд с оформлением акта происхождения древесины.
  • Учёт древесины — в ГИС и ЕГАИС, с автоматическим отражением в сводной отчётности.

6. Ограничения и меры безопасности

  • Запретить сплошные рубки в водоохранных и нерестовых зонах, но разрешить уходовые и санитарные мероприятия.
  • Уточнить, что ограничения лесного фонда по размерам лесосек не применяются к землям сельхозназначения.
  • Определить, что границы водоохранных зон и нерестоохранных полос устанавливаются Водным кодексом РФ и актами субъектов РФ.

7. Переходный порядок

  • Все ранее поданные заявления признаются уведомлениями.
  • Ранее выданные разрешения сохраняют силу.
  • Изменения в ЕГРН вносятся в течение 10 дней после подачи уведомления.

8. Контроль и надзор

  • Проверки проводятся только при жалобах или выявленных нарушениях.
  • Контроль осуществляется по риск-ориентированному подходу, с приоритетом развития сельского хозяйства и устойчивого землепользования.
  • Результаты проверок размещаются в открытом доступе — в реестре уведомлений и на официальных порталах субъектов РФ.

Дата обновления: 23 октября 2025 г.
агро-лесоводство.рф info@агро-лесоводство.рф