Повышение поглощения парниковых газов экосистемами и формирование дорожной карты природно-климатических решений в РФ, приемлемой для инвесторов
Евгений А. Шварц руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, научный руководитель магистерской программы «Управление низкоуглеродным развитием» ВШЭ, д.г.н., заслуженный эколог РФ
1. Роль в лесов РФ в декарбонизации, по всей видимости, существенно преувеличена в СНУР за счет некорректного учета базового сценария управления лесами, сверхоптимистического определения дополнительности, смешения климатических и адаптационных проектов, отсутствия расчета себестоимости углеродных единиц. 2. В номенклатуру применимых в РФ климатических проектов с одной стороны включены проекты не являющиеся климатическими, с другой стороны не включены ряд выигрышных ранее реализованных в РФ климатических проектов. Не определено понятие природно-климатические решения (nature based solutions). 3. Не выстроена система принятия решений в лесоклиматической сфере: не определено соотношение между реализацией проектов за счет бюджета (Госпрограмма и Федеральный проект) и инвесторов, слабо учтены интересы и пожелания инвесторов в климатические проекты, не учитываются международные стандарты декарбонизации (SBTi) и международно апробированные методологии в системах климатической сертификации (Verra, GS и др.) 4. Если роль лесов в увеличении поглощений в СНУР преувеличена, то что нужно делать: снижать этот показатель, или наоборот исследовать как максимально раскрыть потенциал лесов? Расширить номенклатуру ЛКП, сделать процесс разработки и согласования более открытым и демократичным, создать группу экспертов, которые бы оценивали качество подаваемых методологий. 5. Возможные действия: - расширение пула методологий ЛКП (отказ от привязки ЛКП к традиционной лесохозяйственной деятельности, поиск оптимальных площадок и исполнителей (арендаторов и лесохозяйственных организаций с опытом работы в рыночной экономике); - улучшение и изменения в законодательстве (собственность на УЕ, снятие необоснованных барьеров - договор о реализации ЛКП с Рослесхозом) - снятие ограничений для ведения лесного хозяйства и реализации ЛКП на землях сельхозназначения; - уточнение базовой линии для проектов по уменьшению эмиссии углерода при пожарах, повышение роли проектов по обводнению осушенных торфяников, внедрение другие подходы) и т.д. 6. В России отсутствуют надежные открытые статистические данные по гибели лесов от пожаров, репрезентативные для всей территории лесных земель и признаваемые, как ведомствами, так и учеными. Это создает проблему в отчетности Российской Федерации в рамках UNFCCC и ограничивает возможности учета вклада лесов РФ в рамках переговорного процесса. 7.Наиболее точную оценку площади погибших древостоев в результате лесных пожаров дает комбинация отчетности Рослесхоза для регионов Европейской части России (наземные данные) и данных спутникового мониторинга для регионов Азиатской части России. Целесообразно использовать такой подход для национальной климатической отчетности. 8. Необходимо продолжать работы по взаимной верификации наземных данных Рослесхоза и спутниковой информации. На основе такой работы спутниковые данные могут быть скорректированы с целью минимизации возможных неопределенностей. Такие работы могут быть выполнены в рамках реализации важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» (Распоряжение Правительства РФ No3240-р от 29.10.2022). 9. Реализация ВИП ГЗ по созданию «Национальной системы мониторинга климатически активных веществ» должна быть направлена не только и не столько на мониторинг, сколько на оценку и углеродную оптимизацию ведения лесного хозяйства и повышение устойчивости лесов к пожарам