статьи

Повышение поглощения парниковых газов экосистемами и формирование дорожной карты природно-климатических решений в РФ, приемлемой для инвесторов

Евгений А. Шварц
руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН,
научный руководитель магистерской программы «Управление низкоуглеродным развитием» ВШЭ,
д.г.н., заслуженный эколог РФ
Основные выводы

1. Роль в лесов РФ в декарбонизации, по всей видимости, существенно преувеличена в СНУР за счет некорректного учета базового сценария управления лесами, сверхоптимистического определения дополнительности, смешения климатических и адаптационных проектов, отсутствия расчета себестоимости углеродных единиц.
2. В номенклатуру применимых в РФ климатических проектов с одной стороны включены проекты не являющиеся климатическими, с другой стороны не включены ряд выигрышных ранее реализованных в РФ климатических проектов. Не определено понятие природно-климатические решения (nature based solutions).
3. Не выстроена система принятия решений в лесоклиматической сфере: не определено соотношение между реализацией проектов за счет бюджета (Госпрограмма и Федеральный проект) и инвесторов, слабо учтены интересы и пожелания инвесторов в климатические проекты, не учитываются международные стандарты декарбонизации (SBTi) и международно апробированные методологии в системах климатической сертификации (Verra, GS и др.)
4. Если роль лесов в увеличении поглощений в СНУР преувеличена, то что нужно делать: снижать этот показатель, или наоборот исследовать как максимально раскрыть потенциал лесов? Расширить номенклатуру ЛКП, сделать процесс разработки и согласования более открытым и демократичным, создать группу экспертов, которые бы оценивали качество подаваемых методологий.
5. Возможные действия:
- расширение пула методологий ЛКП (отказ от привязки ЛКП к традиционной лесохозяйственной деятельности, поиск оптимальных площадок и исполнителей (арендаторов и лесохозяйственных организаций с опытом работы в рыночной экономике);
- улучшение и изменения в законодательстве (собственность на УЕ, снятие необоснованных барьеров - договор о реализации ЛКП с Рослесхозом)
- снятие ограничений для ведения лесного хозяйства и реализации ЛКП на землях сельхозназначения;
- уточнение базовой линии для проектов по уменьшению эмиссии углерода при пожарах, повышение роли проектов по обводнению осушенных торфяников, внедрение другие подходы) и т.д.
6. В России отсутствуют надежные открытые статистические данные по гибели лесов от пожаров, репрезентативные для всей территории лесных земель и признаваемые, как ведомствами, так и учеными. Это создает проблему в отчетности Российской Федерации в рамках UNFCCC и ограничивает возможности учета вклада лесов РФ в рамках переговорного процесса.
7.Наиболее точную оценку площади погибших древостоев в результате лесных пожаров дает комбинация отчетности Рослесхоза для регионов Европейской части России (наземные данные) и данных спутникового мониторинга для регионов Азиатской части России. Целесообразно использовать такой подход для национальной климатической отчетности.
8. Необходимо продолжать работы по взаимной верификации наземных данных Рослесхоза и спутниковой информации. На основе такой работы спутниковые данные могут быть скорректированы с целью минимизации возможных неопределенностей. Такие работы могут быть выполнены в рамках реализации важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ»
(Распоряжение Правительства РФ No3240-р от 29.10.2022).
9. Реализация ВИП ГЗ по созданию «Национальной системы мониторинга климатически активных веществ» должна быть направлена не только и не столько на мониторинг, сколько на оценку и углеродную оптимизацию ведения лесного хозяйства и повышение устойчивости лесов к пожарам